8 (923) 406-44-29
belousovoleg2013@yandex.ru
PRESENT CONTINUOUS OR PRESENT SIMPLE
Периодически напоминаем ученику о том, что наш конечный результат - свободное использование всех времен и залогов английского языка. Нам неинтересно каждое время в отдельности, нам необходимо уметь использовать их в совокупности, ведь именно в системе сочетания всех времен английского языка и кроется его красота. Безусловно, любого человека после таких слов заинтересует вопрос: а сколько всего времен в этом языке? Опытный репетитор никогда не будет интригующе говорить, что их много, а назовет пятёрку (5) основополагающих времен: Present Continuous, три времени Simple, и Present Perfect. Наш студент уже свободно ориентируется во временах Present Continuous и Present Simple по отдельности.
И вот теперь, торжественный момент – мы должны связать первые два времени в очень прочную связку, и никогда больше не путаться в сферах использования, что первого времени, что второго.
Следующей связкой в этой цепочке будет Present Perfect – Past Simple. Я гарантирую любому студенту, изучающему английский, что, освоив эти две связки, больше трудностей с грамматикой у него не будет, вплоть до герундия.
Повторив случаи использования The Present Continuous Tense дома, ученик уверенно отвечает, что это время обозначает действие, которое происходит:
- at the time of speaking (в момент речи)
- around now (более широкий отрезок настоящего времени)
Это время также обозначает: запланированные действия в будущем (личные планы) и ворчание (негативное отношение к чьим-либо действиям).
Напоминаем, что Present Simple Tense – это время, которое есть в русском языке, и обозначает оно действия, которые выполняется постоянно. С этого момента начинаете отработку «смеси» этих двух времен в режиме R-E (Teacher – Pupil), например, так:
Teacher |
Pupil |
Что ты сейчас делаешь? |
What are you doing? |
Затем отрабатываете это же в англо-английском варианте:
Teacher |
Pupil |
What do you do? |
I am a student. |
«Прогоняете» простые, альтернативные и все виды специальных вопросов в двух временах вперемешку. На первых этапах ученик может «тормозить», поэтому при прохождении данной темы выделяйте минут пять в начале, середине и конце урока на устную отработку смесей этих времен в режимах R-E, E-E.
Затем выполняете упражнения с 1 по 13 (часть на уроке, часть дома, как получится).
Далее необходимо дать следующую «порцию» теории, подчеркнув ее важность,
потому что в английском языке существует ряд глаголов, которые нельзя использовать в Present Continuous. Обязательно скажите ученику, что это же правило относится ко всем остальным временам Continuous, которые мы будем изучать в далеком, а может, и не в таком уж далеком будущем.
Итак, ученик записывает в свою тетрадь красивый заголовок:
Группы глаголов, которые нельзя использовать в the Present Continuous.
Нельзя:
Обращайте внимание студента на то, что несмотря на слово now, мы используем Present Simple, так как все эти группы глаголов нельзя использовать в Continuous.
Вы не можете сказать At the moment I am liking you.
Мы не можем сказать I am seeing и I am hearing.
А теперь задайте вопрос ученику: что объединяет все эти глаголы? И помогите ответить ему на этот вопрос. Continuous – это процесс, который почти всегда можно видеть. А все выше перечисленные группы глаголов увидеть нельзя. Разве можно увидеть, как один человек любит другого? - Нет. Разве можно узнать и увидеть то, что хочет этот человек, который смотрит тебе в глаза в данный момент? А хотеть он может совершенно не то, о чем говорит. Глагол «иметь» (to have) – на самом деле мы ничего не имеем в этом мире: ни домов, ни машин, ни вертолетов, ни огромных счетов в банках. Мы приходим в этот мир голыми и когда уходим, оставляем все в нем. Вот сидит некто и говорит: «У меня 37 миллионов долларов», а вдруг он просто не знает, что секунду назад его обанкротили. Вот сидит он и говорит: «У меня огромная вилла в Швейцарии в горах». А на самом деле на этой вилле живет семейная пара, которая работает на него. Следит за домом, садом, питается за его счет и к тому же еще и получает зарплату. А он там бывает одну неделю в году. Вопрос – Кто реально имеет данный дом на свежем воздухе? Мы не можем сказать I am seeing you now. Потому что to look – смотреть – это можно увидеть, мы можем увидеть, как человек сидит и смотрит на тебя, а вот видит он или нет - это большой вопрос, может в этот момент он думает о чем-то и перед его взором что-то совершенно другое. У меня в молодости была знакомая слепая девушка с изумительно красивыми глазами. И когда она смотрела на меня, я не мог поверить, что она не видит меня. Человек говорит: “I believe you now”, а вот верит он или не верит…
Дома: выучить эту часть теории наизусть и обязательно привести свои примеры.
На следующем уроке после того, как вам это все сдали, необходимо дать еще чуть-чуть теории.
Здесь необходимо донести до сознания вашего подопечного, что с учетом многозначности английских глаголов, существуют случаи, когда при одном переводе глагола его нельзя использовать в Continuous, а при другом переводе этого же глагола (меняется его значение) – можно. Я обычно даю несколько глаголов.
Дома: выучить наизусть этот «кусочек» теории и привести свои примеры.
Затем выполняются упражнения с 14 по 18
После выполнения данных упражнений (часть на уроке, часть дома), настало время дать еще немного теории. Напоминаете, что глаголы в Present Continuous обозначают действия в будущем, в случае личных планов, и тут же просите записать, что глаголы в Present Simple обозначают действия в будущем, когда речь идет о расписаниях (пароходов, самолетов, такси, поездов, уроков), программах (театр, кино) и рабочих планах.
И отрабатываете это устно в режиме R-E, например:
Teacher |
Pupil |
Завтра я иду на футбольный матч. Матч начинается в 7 часов. |
I am going to the match tomorrow. The match starts at 7 p.m. |
Затем выполняете упражнения с 19 по 32.
Это первая довольно значительная веха на нашем пути, и отработана она должна быть идеально. В режимах R-E, E-E
У нас с Леной и Даней это выглядит так:
© Белоусов Олег, 2010-2017. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.
Олег Владимирович учил меня всего два года и практически с нуля мой английский вырос до того уровня, о котором я и мечтать не мог. Однако я хочу сказать спасибо не только за это, но и за то, что каждый раз, что я приходил, давал мне не только знания, но и огромный заряд энергии и позитива. Эти два года нельзя описать одним лишь комментарием, но я могу сказать точно, что за это время я приобрел куда больше, чем просто высокий уровень владения английского языка!
P.S. Огромное, действительно огромное спасибо, надеюсь я когда-нибудь смогу снова прийти к вам с ручкой и тетрадкой, в очередной раз не успев написать сочинение :).